О выпадении волос: простагландины, кортизол, андрогены и почему работает финастерид
Эта статья частично основана на работе Трэвиса, которую я считаю наиболее интригующей и подробной. Это будет попытка объединить теорию выпадения волос в единое повествование и определить роль различных стероидов, цитокинов и питательных веществ в росте и атрофии волосяных фолликулов. На мой взгляд, это чрезвычайно сложная тема, которая ещё больше усложняется тем фактом, что на протяжении десятилетий исследования финансировались фармацевтическими компаниями, которые искали любые данные, чтобы запатентовать свои препараты.
Роль андрогенов как причины облысения по мужскому типу или выпадения волос является преобладающей гипотезой в настоящее время и была таковой в течение довольно долгого времени, несмотря на очевидный факт, что по мере снижения уровня андрогенов с возрастом частота облысения по мужскому типу увеличивается. Высокая частота облысения, наблюдаемая у мужчин, привела исследователей к выводу, что алопеция обусловлена разницей в уровне андрогенов у мужчин и женщин, и для устранения этой разницы были разработаны препараты, снижающие уровень ДГТ, такие как финастерид.
Ниже я попытаюсь ответить на некоторые распространённые вопросы, которые возникают в защиту теории андрогенной алопеции: «Почему снижение уровня дигидротестостерона влияет на рост волос? Почему евнухи «невосприимчивы» к облысению?»
Я считаю, что синергетическое действие кортизола, альдостерона, цитокинов, иммуногенных белков, пролактина, простагландина D2, дефицит гормонов щитовидной железы и витамина D приводит к выпадению волос и облысению по мужскому типу.
Надпочечники и вилочковая железа: в среднем надпочечники у мужчин крупнее, чем у женщин (Джон и др., 2018). Это объясняется усилением передачи сигналов андрогена у мужчин в период полового созревания и в дальнейшем, поскольку надпочечники увеличиваются в размерах в зависимости от стимуляции андрогенами. Надпочечники также являются местом выработки и высвобождения кортизола, то есть у мужчин вырабатывается больше кортизола, чем у женщин: с эволюционной точки зрения, физическая нагрузка требует большей выработки гормонов надпочечников. Кроме того, иммунные системы у представителей разных полов отличаются (это позволяет, например, развиваться плоду, не подвергаясь отторжению иммунной системой матери), что подтверждается тем фактом, что тимус у мужчин вырабатывает больше Т-клеток 1-го типа, а у женщин — Т-клеток 2-го типа (Жирон-Гонсалес, 2000). Т-клетки вырабатывают цитокины в ответ на патогены или стресс, при этом Т-клетки 1-го типа выделяют интерферон-γ и интерлейкин-1β. Оба этих цитокина участвуют в выпадении волос, стимулируя транскрипцию различных ферментов, синтезирующих простагландин D2 из арахидоновой кислоты. Интересно, что циклоспорин, иммунодепрессант, снижает активацию Т-клеток и выработку цитокинов (Fellman et al., 2019) и на протяжении десятилетий успешно используется для лечения алопеции. Кортизол, вопреки распространённому мнению, способствует воспалению и усиливает активацию цитокинов. Удаление коры надпочечников (но не мозгового вещества) восстанавливает рост волос.
Я думаю, что отчасти именно поэтому кастрация до полового созревания (когда андрогены ещё не дифференцировали надпочечники и тимус) снижает скорость облысения у мужчин. Химическая кастрация снижает количество Т-клеток, вырабатывающих интерферон-γ, на 75%, и именно поэтому финастерид эффективен для усиления роста волос (Пейдж, 2006). При местном применении ДГТ стимулирует рост волос (Чен и др., 2020). В группе лысеющих мужчин, принимавших тестостерон местно, у 75% наблюдалась некоторая стимуляция роста волос, о чём свидетельствовал рост более длинных, толстых и пигментированных волосяных фолликулов (Папа, 1965).
Простагландины: Луис Гарса в ходе многочисленных экспериментов показал, что уровень простагландина D2 в коже головы лысеющих мужчин повышен, а при местном применении он подавляет рост волос (Garza et al., 2012).
У мышей, у которых наблюдается повышенная экспрессия фермента ЦОГ-2 (центрального фермента в биосинтезе простагландинов), наблюдается значительная алопеция, а введение ингибитора ЦОГ-2 восстанавливает рост волос (Бол и др., 2002). Аналогичный результат был достигнут с помощью аспирина (Ван и др., 2007). Известно, что PGD2 является сосудосуживающим и сильнодействующим бронхосуживающим веществом (препараты, ингибирующие рецепторы PGD2, исследуются в качестве возможных средств для лечения астмы). Пролактин также является сосудосуживающим веществом (Molinari et al., 2007). Ишемия может быть самым простым объяснением того, почему PGD2 способствует атрофии и выпадению волос. Единственным предшественником PGD2 является линолевая кислота.
Иммуногенные белки и эндотоксин: цитокины также вырабатываются и высвобождаются Т-клетками в ответ на чужеродные белки, попадающие в кровоток. Эти белки могут быть как от вторгшегося патогена, так и от пищи, которую мы едим, то есть иммунный ответ на оба сценария очень похож: повышение уровня кортизола и выработка цитокинов (особенно интерферона-γ), а также увеличение биосинтеза простагландинов. Глютен, казеин и арахисовый белок, как правило, являются наиболее аллергенными, но в каждом случае по-своему. Бета-казеин A2 безопаснее, чем A1, и неофициальные данные подтверждают, что люди, как правило, чувствуют себя лучше, употребляя коровье молоко A2. Козье и овечье молоко не вызывают большинства проблем, связанных с коровьим молоком и его белком. Эндотоксин также повышает выработку интерферона-γ (Varma et al., 2002).
Альдостерон: как и кортизол, альдостерон является физиологическим лигандом для минералокортикоидного рецептора, повышая транскрипцию синтазы простагландина D2. Альдостерон повышается при дефиците натрия. Спиронолактон является антагонистом альдостерона и используется для лечения облысения по женскому типу (Burns et al., 2020).
Витамин D: у мышей, у которых отсутствуют рецепторы витамина D, наблюдается алопеция (Saini et al., 2017), поскольку витамин D контролирует ген кератина-31 волос, позволяя транскрипции формировать волосы (Hu et al., 2014).
Я уже приводил примеры того, как добавки с гормонами щитовидной железы и прогестероном помогают при алопеции, поэтому не буду повторяться. В дополнение к рекомендации Рэя поддерживать уровень витамина D и кальция, чтобы успокоить паращитовидную железу и предотвратить выпадение волос, витамин E, аспирин и ограничение потребления ПНЖК (особенно линолевой кислоты) снизят образование ПГД2. Снижение уровня кортизола, эндотоксина и цитокинов за счёт отказа от иммуногенных/аллергенных белков и поддержания уровня сахара/натрия в крови может помочь остановить выпадение волос. Неспособность подавлять выработку кортизола является характерным признаком старения, поэтому может быть полезно принимать добавки с гормонами молодости (прогестероном, прегненолоном и ДГЭА). Кальций и витамин К в пище предотвращают кальцификацию мягких тканей (артерий), обеспечивая приток крови к коже головы. Углекислый газ является безопасным сосудорасширяющим средством, выработка которого увеличивается под воздействием гормонов щитовидной железы, прогестерона, аспирина и кофеина.
Я уверен, что, вероятно, упустил несколько моментов, но я надеюсь, что это прояснит ситуацию и покажет, почему утверждение «андрогены вызывают алопецию» является глупым и упрощённым, если рассматривать организм как функционирующее целое.
©T3Uncoupled
Больше на Энергетическое питание & метаболизм
Subscribe to get the latest posts sent to your email.