«Усталость надпочечников» — это расстройство мозга, а «кража прегненолона», вероятно, миф
Для тех, кто не знаком с термином «усталость надпочечников», это популярное модное слово, часто используемое теми, кто находится в кругах альтернативного здравоохранения и хорошего самочувствия, для неформальной диагностики людей, которые проявляют любой (или все) из следующих симптомов:
Хиропрактик и натуропат доктор Джеймс Уилсон, опираясь на предыдущую работу пионеров в области физиологии стресса, включая Ханса Селье, утверждает, что придумал термин «усталость надпочечников» в 1998 году. С тех пор было опубликовано целое множество книг по этой теме, и простой поиск в Google выдает более 403 000 результатов.
Краткое введение в «Усталость надпочечников»
По словам Уилсона, состояние примерно примерно такое:
Надпочечники представляют собой небольшие железы, расположенные поверх почек. Они отвечают за выработку и высвобождение различных стероидных гормонов, включая кортизол, адреналин (он же адреналин) и, в некоторой степени, норадреналин (он же норефиналин). Эти гормоны участвуют в широком спектре регуляторных процессов, таких как контроль уровня глюкозы в крови, регулирование воспаления, мобилизация энергии и метаболизм, а также реакция на стресс / борьбу или бегство, и без этих гормонов мы не выжили бы.
Люди часто приравнивают стресс к психологически или эмоционально сложным событиям, таким как потеря любимого человека или давление, испытываемое дома или на рабочем месте. Тем не менее, стресс также имеет место на физиологическом уровне, и он может быть достаточно тонким, чтобы обойти осознание. Стрессор — это любое событие или влияние, которое нарушает баланс или гомеостаз. Когда организм сталкивается со стрессором, он инициирует каскад событий, называемых «реакцией на стресс». Реакция на стресс включает в себя различные физиологические изменения, которые координируются осью гипоталамо-гипофиз-надпочечники (HPA) и опосредованы в первую очередь гормонами стресса, включая кортизол и адреналин, и предназначены для облегчения адаптации к неблагоприятным условиям путем восстановления баланса внутри системы.
© ориентация на рост
Гормон кортизол выделяется надпочечниками и начинает циркулировать в крови. Одна из основных ролей кортизола заключается в мобилизации доступных энергетических запасов (глюкозы) для использования для дополнительной энергии перед лицом предполагаемой угрозы или нехватки доступных ресурсов. Это делает его катаболическим гормоном, что означает, что он разрушает ткани и может быть особенно разрушительным для мозгового вещества, если его оставить без сопротивления. В качестве контрактивной меры гормон под названием дегидроэпиандростерон (DHEA) также высвобождается надпочечниками и действует для защиты от некоторых разрушительных эффектов кортизола. Оба этих гормона естественным образом высвобождаются 24-часовым ритмичным образом, который регулируется циркадным ритмом, и в здоровых условиях реакция на стресс должна вызывать секрецию кортизола в правильной пропорции к ДГЭА.
Популярные модели усталости надпочечников утверждают, что ее прогрессирование происходит в несколько этапов. Первоначально воздействие хронических или интенсивных периодов стресса может вызвать состояние «гиперактивности», характеризующееся постоянно высоким уровнем кортизола для удовлетворения потребностей окружающей среды. Это, по-видимому, искажает баланс этих гормонов в сторону более высокого соотношения кортизола к ДГЭА.
Кража прегненолона: одна устаревшая теория
Поскольку и кортизол, и ДГЭА получены из одного и того же предшественника гормона-блока прегненолона, считается (через процесс, называемый «кража прегненолона»), что конечный пул прегненолона используется для производства кортизола за счет ДГЭА и других половых гормонов далее по пути конверсии (эстроген и тестостерон). Другими словами, прегненолон является сырьем, необходимым для производства всех гормонов, поэтому чрезмерная потребность в кортизоле истощает сырье, и поэтому меньше может быть использовано для создания других гормонов. Результат = более низкая выработка половых гормонов, высокий уровень кортизола и низкий уровень ДГЭА на тесте на гормоны слюны.
© Николь Жардим
Это состояние высокого кортизола может длиться очень долго и, как говорят, эффективно «истощает надпочечники», так что железы не могут продолжать вырабатывать достаточное количество гормонов. В конце концов, это «гиперактивное» состояние переходит в «гипоактивное» состояние, при котором вырабатываются очень низкие уровни кортизола и ДГЭА. Это называется заключительной фазой «истощения» или «отказом» . Для подробного обзора этого вы можете проверить эту статью.
© Коучинг доктора Лэмба
Отрицание традиционной медициной: выплескивание ребенка вместе с водой
Несмотря на обилие доказательств и клинического опыта в альтернативном здравоохранении, теория «усталости надпочечников» была поставлена под сомнение и подвергнута критике многими экспертами в области эндокринологии и традиционной медицины. Один систематический обзор, опубликованный в BMC Endocrine Disorders, пришел к выводу:
Хотя существует группа установленных заболеваний, при которых выход надпочечников серьезно скомпрометирован, например, при болезни Аддисона, атрофии надпочечников или при вторичной надпочечниковой недостаточности, нет никаких доказательств того, что надпочечники не работают у кого-то, у кого нет одного из вышеперечисленных состояний. На самом деле, надпочечники на самом деле, по-видимому, очень хорошо адаптируются к постоянно стрессовым условиям, о чем может свидетельствовать тот факт, что они значительно увеличиваются в размерах в ответ на хронические стрессоры. Так что с точки зрения традиционной эндокринологии усталости надпочечников просто не существует. И, в данном случае, мейнстримная медицина на самом деле частично верна.
Но как мы можем примирить этот факт с широким спектром симптомов, которые испытывают тысячи людей, но которые не подпадают под диагностические критерии болезни Аддисона или любого другого заболевания, связанного с надпочечниками?
Оказывается, состояние, напоминающее усталость надпочечников, действительно существует, но биологические механизмы были неправильно поняты. Хотя предпосылка о том, что «надпочечники не работают», может быть физиологически неверной, опыт людей, страдающих от этих симптомов, не должен игнорироваться или отвергаться обычными врачами. Важно понимать, что такие термины, как «усталость надпочечников», «истощение надпочечников» и «выгорание надпочечников», использовались в прошлом для определения и объяснения сложных дисфункциональных паттернов, связанных с реакцией на стресс. В настоящее время понятно, что эта дисфункция в первую очередь происходит изнутри мозга.
Мозговое расстройство, связанное с дисрегуляцией оси HPA: Адреналовая усталость — это буквально все в вашей голове!!
Мозг является центральной системой управления, а надпочечники просто следуют приказам. Автор статьи «Физиология и нейробиология стресса и адаптации: центральная роль мозга» констатирует:
Вместо неспособности надпочечников идти в ногу со спросом, адаптивные изменения в гормональном нарушении, вызванном стрессом, чаще всего инициируются в гипоталамусе и гипофизе. Регуляторная система, управляющая выходом гормона стресса надпочечников (мозг), координирует изменения в ответ на внутренние/внешние информационные входы в качестве адаптации в неблагоприятных условиях. Реакция на стресс выделяет метаболические ресурсы и изменяет физиологию, чтобы способствовать краткосрочному выживанию организма — часто в ущерб долгосрочному здоровью.
© Массачусетское медицинское общество
Восстановление нормальных физиологических условий после столкновения со стрессором всегда имеет метаболические издержки. «Аллостатическая нагрузка» относится к степени «износа» организма или общему истощению ресурсов, вызванному стрессом. Поймите, что легкий стресс в краткосрочной перспективе хорош и имеет решающее значение для выживания. Однако в состоянии хронического стресса истощение питательных веществ и распад тканей могут происходить быстрее, чем они могут быть восполнены, что приводит к полупатологическим изменениям и разрушительному воздействию на ткани. Эти кумулятивные эффекты приводят к «высокой аллостатической нагрузке» и в конечном итоге препятствуют способности организма реагировать и соответствующим образом адаптироваться к изменениям в окружающей среде.
© Центральная роль мозга в аллостазе и поведенческая и физиологическая реакция на стресса. [Из McEwen (211), авторское право 1998 Массачусетское медицинское общество.]
Исследователи предположили, что гипокортицизм или «усталость надпочечников» на самом деле могут быть полезной и защитной адаптацией для содействия долгосрочному выживанию.
Почему это может быть? Прежде всего, кортизол разрушает ткани, включая мышечную массу, различные органы и структуры мозга, особенно гиппокамп. Во-вторых, кортизол является мощным иммунодепрессантом, способным подавлять функцию иммунных клеток и в конечном итоге снижать иммунитет хозяина. Длительного воздействия высокого уровня кортизола достаточно, чтобы полностью разрушить защитные силы системы и разрушить целые органы. Поэтому, чтобы защитить организм от инфекции и чрезмерного разрушения тканей, вполне возможно, что мозг решит уменьшить общий выброс гормонов и эффективно «закрыть шоры» до тех пор, пока условия не улучшатся. К сожалению для многих людей, условия не улучшаются, и поэтому долгосрочные опасные эффекты низкого уровня кортизола могут начать проявляться.
Развенчание мифа о «Краже прегненолона»
Как показано на диаграмме ниже, выработка гормонов происходит в разных тканях надпочечников, и каждая ткань имеет свои уникальные типы клеток. Напомним, что ранее я писал о том, что прегненолон является строительным блоком всех стероидных гормонов. Ну, это технически не так. Холестерин на самом деле является самым основным сырьем, которое превращается в прегненолон в митохондриях каждой соответствующей клетки. Вновь синтезированный прегненолон затем остается в этой клетке.
© Лабпедия
Исходя из этого, представление о том, что производство стероидных гормонов использует прегненолон из одного «пула» надпочечников, в корне ошибочно. Не существует известного пула прегненолонов, которые могут передаваться между митохондриями различных типов клеток. Поэтому «кражи» прегненолона, скорее всего, не существует.
© Пойнт Институт
Стероидогенез происходит в разных клетках на основе индивидуального спроса. Общего пула прегненолона не существует.
По словам Томаса Гиллиамса, доктора философии:
Четыре основных фактора, влияющих на дисфункцию оси HPA
© Guilliams TG, Роль стресса и ось HPA в лечении хронических заболеваний — 2015
Циркадное разрушение
Нарушения сна и плохой циркадный ритм действуют как мощный стрессор и самостоятельно способны нарушить ось HPA. Ось HPA напрямую связана с циркадным ритмом, причем кортизол обычно следует 24-часовому циклу, который можно увидеть на графике ниже.
© Алекс Фергус
Вот выдержка из одной статьи на эту тему:
Для получения дополнительной информации я написал о влиянии искусственного света ночью и важности поддержания циркадного ритма в этой статье.
Гликемическая дисрегуляция
По технической классификации кортизол является «глюкокортикоидом», и это отражает роль кортизола в поддержании концентрации глюкозы в крови. Когда уровень сахара в крови колеблется и падает низко (например, в стрессовом состоянии), организм полагается на кортизол для активации катаболизма мышечной ткани и производства глюкозы в печени (глюконеогенез). Это обеспечивает энергию для краткосрочного использования, но может быть очень вредным, когда это происходит в долгосрочной перспективе.
Люди с плохим контролем уровня глюкозы в крови (резистентность к инсулину, употребление продуктов, которые чрезмерно повышают уровень сахара в крови) могут испытывать «крах» (падение уровня сахара в крови) вскоре после еды, что может вызывать реакцию кортизола. Время приема пищи также важно, поскольку было показано, что прием пищи вечером вызывает больший всплеск сахара в крови, чем приемы пищи в течение дня. Следовательно, эффективное управление уровнем глюкозы в крови с помощью диетических вмешательств и изменения образа жизни теоретически должно помочь в этом отношении.
Воспаление
Провоспалительные цитокины, такие как интерлейкины 1, 6 и TNF-альфа, действуют непосредственно на гипоталамус, увеличивая выработку кортизола. Кортизол является мощным противовоспалительным средством и уровен его повышается, когда есть острое или хроническое воспаление где-то по всему телу. Хроническое воспаление низкой степени может остаться незамеченным, но в значительной степени способствовать общей аллостатической нагрузке. Низкосортное воспаление может быть вызвано скрытой пищевой непереносимостью, недиагностированной аллергией, протекающим кишечником, хроническими воспалительными состояниями и аутоиммунными процессами, ожирением, воздействием плесени, химической токсичностью, воздействием тяжелых металлов или чем-либо еще, что организм считает угрозой.
Было высказано предположение, что длительное воздействие провоспалительных цитокинов может вызвать состояние «резистентности к кортизолу», в результате чего глюкокортикоидные рецепторы становятся менее чувствительными, и поэтому кортизол не может оказывать свое противовоспалительное действие на клетки. Динамическое взаимодействие между иммунными клетками и осью HPA является двунаправленным, что означает, что существует улица с двусторонним движением. Хроническое воспаление может вызвать дисрегуляцию оси HPA и чрезмерные гормоны стресса, тогда как длительное воздействие гормонов стресса также может привести к хроническому воспалению.
© Кришнадас Р., Кавана Дж Депрессия: воспалительное заболевание? J Neurol Нейрохирург Психиатрия 2012;83:495-502.
Воспринимаемый стресс
Эмоции, связанные со стрессом, такие как горе, страх, вина, беспокойство, волнение и смущение, вызывают реакцию оси HPA и увеличивают кортизол. Такие события, как публичные выступления или поездка в кабинет стоматолога, также вызывают аналогичные физиологические реакции. Тем не менее, тяжесть реакции и способность к восстановлению очень индивидуальны и больше связаны с восприятием человеком события, а не с самим событием.
По словам Томаса Гиллиамса, доктора философии:
Вот почему важно точно определить те аспекты вашей жизни, которые, по вашему мнению, вызывают у вас наибольший стресс, а затем найти способы принять соответствующие меры предосторожности и избегать то, чего вам не нужно. Конечно, невозможно предсказать, когда произойдут стрессовые жизненные события, а некоторый стресс просто неизбежен. Однако, если мы потратим время на наблюдение и честность с самими собой, мы сможем очень быстро собрать данные и получить некоторое представление о различных моделях поведения, которые окружают субъективные чувства стресса.
Например, вы можете заметить, что вы испытываете стресс в утреннее время, потому что спешите успеть на работу вовремя. В этом случае вы можете внести некоторые простые изменения, такие как пробуждение на полчаса раньше или упаковка обеда накануне вечером. Именно эти базовые изменения действительно могут изменить мир, когда дело доходит до улучшения здоровья.
Заключение
Патофизиология «усталости надпочечников» характеризуется дисфункциональными паттернами, связанными с осью HPA. Поскольку нет исследований, подтверждающих идею о том, что надпочечники устают или не работают каким-либо образом, более уместно называть это состояние дисфункцией / дисрегуляцией оси HPA.
Точные причины дисрегуляции оси HPA представляются сложными и многогранными. Исследования свидетельствуют о том, что речь идет о четырех ключевых областях:
-
1. Воспринимаемый стресс
-
2. Дисбаланс уровня сахара в крови
-
3. Циркадные ритмы
-
4. Воспаление
С учетом этого использование добавок, предназначенных для «поддержки надпочечников», может быть недостаточным для облегчения выздоровления, если не будут выявлены и устранены основные причины дисрегуляции оси HPA.
©Диетолог и сертифицированный практик функциональной медицины Эллиот Овертон DipCNM CFMP