Дэнни Родди: Центральная роль печени в облысении: эстроген, аспирин, глицин, фруктоза и ИФР-1
После ежедневного употребления только мяса и воды в течение двух лет наступил момент, когда я почувствовал, что постоянно нахожусь на грани. Это чувство было очевидным не только для меня, но и для всех, кто был рядом со мной на регулярной основе, особенно для моих бывших товарищей по группе. Например, вокалист Takota, с которым я был ближе всего, сказал мне, что 99% времени, когда он был рядом, он чувствовал себя так, будто ходит по яичной скорлупе. Эта походка в яичной скорлупе была наиболее очевидна во время тура, где я вел себя как буйный сумасшедший — регулярно закатывал истерики в знак протеста против действий гитариста, с которым у меня были отношения любви/ненависти. Оглядываясь назад, можно сказать, что такое поведение ожидаемо и оправдано, учитывая мою безуглеводную диету, которая вызывала состояние почти постоянного низкого уровня сахара в крови.
Влияние низкого уровня сахара в крови на настроение лучше всего описано пионером физиологом стресса Хансом Селье в его книге 1976 года «История адаптационного синдрома».[1] В бытность студентом-медиком профессор Селье вводил студентам инсулин одному за другим, чтобы они лучше распознавали признаки гипогликемии. Демонстрация проходила гладко, пока профессор не ввел инъекцию однокласснику с ограниченными возможностями в обучении, которого все обожали. Получив инъекцию, милый студент превратился в «монстра» и начал бороться с другими студентами. Насильно удерживая агрессивного студента, профессор сунул конфету ему в рот, заставив его выйти из штопора, вызванного инсулином и падением уровня сахара в крови. На этом эксперимент завершился.
Подобно этому студенту, люди с низким уровнем гормонов щитовидной железы особенно восприимчивы к низкому уровню сахара в крови или гипогликемии. В классической книге доктора Брода Барнса 1978 года «Надежда на гипогликемию: это не ваш разум, это ваша печень» он отметил, что у пациентов с плохой активностью щитовидной железы печень не может хранить достаточное количество сахара в форме гликогена.[2] В периоды голодания, вместо того, чтобы уравновешивать уровень сахара в крови и сдерживать реакцию на стресс, у людей с низким уровнем щитовидной железы фактически заканчивался сахар, что требовало компенсации за счет стрессовых веществ: адреналина и глюкагона (кратковременно) и кортизола (долговременно)
Нарушение работы печени и избыток адреналина и кортизола не только влияют на поведение, но и могут вызывать системные эффекты во всем организме. Например, повышенная концентрация этих веществ и последующее высвобождение жирных кислот для использования в качестве топлива, по-видимому, являются частью гораздо более масштабной попытки замедлить работу всей системы — за счет снижения «эффективного» производства энергии (т.е. глюкозы до двуокиси углерода), чтобы работать дольше с меньшими затратами. Хотя эта адаптивная реакция полезна для выживания, она оказывает негативное влияние на энергоемкий процесс роста волос. Я думаю, что главной силой, препятствующей росту волос, является повышенный синтез эстрогена.
I: Эстроген и печень
Печень отвечает за детоксикацию эстрогена в организме.[3] Когда печень становится поврежденной, например, при гипотиреозе или циррозе, как эстроген, так и пролактин имеют тенденцию к увеличению. [4,5] В избытке эстроген «токсичен» для печени [6], и в порочном круге эстроген ухудшает функцию печени.[7] Несмотря на то, что в настоящее время в научных исследованиях по выпадению волос наблюдается крайнее замешательство относительно роли эстрогена в облысении, я думаю, что исторически он всегда рассматривался как ингибитор роста.
Еще в 1945 году было известно, что эстроген оказывает негативное влияние на рост волос.[8] Даже доктор Джеймс Б. Гамильтон, врач, который ввел концепцию «облысения по мужскому типу», отметил «анти-волосяные» свойства эстрогена.[9] В эпопее Монтаньи 1958 года «Биология роста волос“ они заявили, что «общепризнанно, что эстрогенные гормоны подавляют рост волос».[10] Эстрогенные противозачаточные препараты могут вызывать облысение по мужскому типу.[11,12] И совсем недавно, в 1994 году, Шмидт и др. обнаружен повышенный уровень эстрогена у мужчин с типичным выпадением волос.[13] Гормоноподобные мессенджеры, называемые простагландинами, которые, как установили Гарза и др. в 2012 году, тормозят рост волос,[14] увеличиваются под воздействием эстрогена.[15]
Ципротерона ацетат исторически был «полезен» при лечении облысения как у мужчин, так и у женщин. Хотя ципротерона ацетат часто называют антиандрогенным, он «обладает сильной активностью прогестерона»[16] и снижает уровень эстрогена до «уровня кастрата».[17] Когда в 1975 году сравнивались прогестерон и эстроген для лечения облысения, авторы сочли, что прогестерон более эффективен, чем эстроген, но тиреоидный гормон имеет наиболее обоснованное научное подтверждение[18].
Эстроген повышает гормон гипофиза пролактин,[19,20] а пролактин может «имитировать» действие андрогенов.[21] Пролактин подавляет рост волос,[22] и связан с облысением.[23] Оба гормона подавляют функцию щитовидной железы,[24,25] а низкая функция щитовидной железы связана с так называемым облысением по мужскому типу.[26] Тиреотропный гормон необходим для выработки антиэстрогена, прогестерона, а активный тиреотропный гормон вырабатывается в основном печенью. Снижение скорости метаболизма и последующее снижение функциональности печени увеличивает синтез эстрогена несколькими способами.
Молочная кислота
В ситуации, когда сахар целенаправленно ограничивается,[27] или используется неэффективно, например, при диабете,[28,29] уровень молочной кислоты обычно повышается. Иногда говорят, что молочная кислота является полезным топливом, однако в процессе, называемом «цикл Кори», молочная кислота отправляется в печень, где ей требуется гликоген для обратного преобразования в глюкозу.[30] Следует отметить, что этот процесс, по сути, является неэффективным, поскольку использование важного запаса сахара в печени конструктивно для выживания, но не обязательно для энергоемкого процесса роста волос. [31,32] Также говорят, что диабетики «не могут использовать сахар», но повышенное производство молочной кислоты в крови диабетиков предполагает, что сахар действительно попадает в клетку, но неэффективно окисляется до молочной кислоты вместо углекислого газа, что говорит о центральной роли метаболического стресса при диабете[33].
Я думаю, что повышенное производство молочной кислоты имеет значение, поскольку «эффективный» метаболизм сдерживает производство молочной кислоты.[34] Повышенная концентрация молочной кислоты и снижение углекислого газа может увеличить синтез эстрогена[35] и зависимость от веществ, мобилизующих жирные кислоты в качестве альтернативного «резервного» топлива. Повышенная концентрация жиров в крови является метаболическим стрессом.[36,37] Если в рационе содержалось непропорциональное количество полиненасыщенных жиров по отношению к насыщенным, стресс имеет тенденцию к самоускорению,[38] увеличивая синтез эстрогена.[39,40]
Простагландины
Эстроген может увеличивать синтез гормоноподобных мессенджеров, называемых простагландинами.[41] Существуют противоположные мнения о природе простагландинов, но их появление при облысении кажется исключительно негативным. Например, простагландин D2 подавляет рост волос,[42] а простагландин E2 (PGE2) может повышать активность ароматазы.[43] PGE2 и путь COX-2 являются мишенями для терапии рака.[44] Простагландины препятствуют «эффективному» использованию глюкозы,[45] основного источника топлива для волосяных фолликулов. [46] Кроме того, простагландины могут усиливать стрессовую реакцию, активируя гипофиз.[47] В.Д. Денкла считал, что функция гипофиза заключается в снижении чувствительности тканей к гормонам щитовидной железы.[48]
Глобулин, связывающий половые гормоны (SHBG) и альбумин
Нарушенная печень производит меньше стероидсвязывающего белка, или глобулина, связывающего половые гормоны (SHBG). При облысении SHBG снижен,[49] что объясняет более высокое соотношение между «свободным» тестостероном и тестостероном. Недостаток SHBG также повышает уровень эстрогена, поскольку SHBG связывает и нейтрализует эстроген в крови. В дополнение к снижению уровня SHBG, нарушенная печень производит недостаточное количество альбумина. В 1976 году Джордан и др. обнаружили, что «сывороточный альбумин показал значительную корреляцию с содержанием белка в луковицах корней растущих волос», и что «существует значительная корреляция между процентом растущих волос, диаметром их луковиц и содержанием белка, что, в свою очередь, коррелирует с потреблением белка испытуемыми»[50].
II: Эстроген и IGF-1
Еще одной особенностью нарушенной работы печени является пониженный уровень инсулиноподобного фактора роста 1, или IGF-1. О природе IGF-1 сказано немало, однако в контексте облысения он, по-видимому, участвует в здоровом росте волос.[51] Более того, в одной из работ было высказано предположение, что IGF-1 является «перспективным лекарственным кандидатом для лечения облысения.»[52] IGF-1 не следует путать с гормоном роста; гормон роста имеет тенденцию повышаться и понижаться вместе с адаптивными стрессовыми веществами, такими как пролактин,[53] в то время как IGF-1 снижается с возрастом и при недоедании.[54,55]
Когда люди говорят об IGF-1 как о «топливе для рака», я считаю, что это утверждение крайне ошибочно. Во-первых, IGF-1 снижается с возрастом и наиболее высок в молодости, когда вероятность возникновения рака наименьшая. Дополнительный эстроген значительно снижает производство IGF-1 печенью.[56] Кстати, о раке… Эстрогены являются одними из самых известных стимуляторов роста,[57] имеют тенденцию увеличиваться с возрастом у обоих полов,[58,59] и способствуют раковому метаболизму Варбурга (т.е. аэробному гликолизу).[60] Щитовидная железа работает в противоположном направлении (спасибо Хайдуту).[61]
III: Аспирин, глицин и фруктоза
В дополнение к поддержанию функции щитовидной железы, минимизации полиненасыщенных жиров и употреблению легкоусвояемой пищи, я думаю, есть несколько дополнительных методов лечения для поддержания функции печени:
Аспирин: В своей статье «Аспирин, мозг и рак» доктор Пит отмечает, что очень часто люди игнорируют его рекомендацию употреблять аспирин, основываясь, как кажется, на очень сильной культурной предвзятости. Когда я впервые прочитал статью доктора Пита, у меня была похожая ориентация, но, поэкспериментировав, я убедился, что аспирин является дешевым и эффективным противовоспалительным средством. Вместо того чтобы повреждать печень, как другие безрецептурные противовоспалительные средства, аспирин, похоже, играет защитную роль. Например, доказано, что высокие дозы ацетаминофена, основного ингредиента Тайленола, вызывают серьезное повреждение печени. Однако в эксперименте, когда мышам одновременно с тайленолом вводили аспирин, у них наблюдалась «неуязвимость к повреждению печени».[62] Аспирин полезен для ингибирования цикла Рэндла при инсулинорезистентности, вызванной жиром,[63] «может стать новым лекарством от остеопороза»,[64] и может поддерживать метаболизм, подобно гормону щитовидной железы.[65] Аспирин может истощать витамин К,[66] поэтому было бы неплохо принимать его одновременно. Кроме того, растворение аспирина в теплой воде и употребление его во время еды может помочь преодолеть возможное раздражение кишечника.
Глицин (желатин): При стрессе, как правило, увеличивается фермент триптофан гидроксилаза, синтезирующий серотонин из аминокислоты триптофан. Как я уже упоминал, избыток серотонина, вероятно, является основополагающим фактором в генезе облысения, и ограничение его выработки, вероятно, имеет смысл. В отличие от мышечного мяса, источники белка, содержащие желатин (например, бычий хвост, голени, бульон), не содержат триптофана и содержат большое количество противовоспалительной аминокислоты глицина. Глицин защищает печень от повреждения алкоголем,[67] бактериальным эндотоксином,[68] и может быть химиопротекторным агентом.[69] В 2012 году доктор Зеев Пам отметил, что, исходя из его многолетнего опыта клинической практики, пероральный прием желатина является безопасным и эффективным средством для лечения паттернового выпадения волос.[70] Компания Great Lakes производит несколько высококачественных желатиновых добавок, однако они становятся все дороже. Несколько столовых ложек, смешанных с кофе или соком, вероятно, достаточно, чтобы получить пользу от глицина. Бычий хвост, чичарроны и бараньи голени — другие источники желатина.
Фруктоза — Углеводы утилизируются тремя различными способами: они могут соединяться с кислородом для получения энергии, храниться в виде гликогена в мышцах и печени или преобразовываться в жирные кислоты посредством де-ново-липогенеза (ДНЛ) и храниться в виде триглицеридов. Распространенным аргументом против фруктозы является то, что она попадает непосредственно в печень, где преобразуется в жир, создавая основу для жировой болезни печени (NAFLD), диабета и ожирения. Хотя это правда, что печень быстро использует фруктозу, она делает это в основном для пополнения запасов печеночного гликогена. В одном исследовании в результате инфузии фруктозы было получено на 360 процентов больше гликогена, чем при инфузии глюкозы.[71] А емкость печени для гликогена очень велика. Одно из исследований показало, что «липогенез de novo [DNL] не является важным путем в организме человека» и что хроническое перекармливание углеводами увеличивает запасы гликогена примерно на 500 граммов, прежде чем DNL становится значительным.[72] Печень использует гликоген локально для выполнения различных задач, поэтому поддержание ее «энергией» — простой и эффективный способ поддержать ее работу.
IV: Синтез
Низкий уровень гормонов щитовидной железы, нарушение функции печени, обмен молочной кислоты на углекислый газ, ингибирование окисления глюкозы, повышенная зависимость от жира как топлива, сдвиг в сторону адаптивных «стрессовых» веществ и хроническое генерализованное состояние воспаления, вероятно, являются центральными событиями в генезисе «поля облысения».
Поле облысения, или классическая подковообразная форма паттерна выпадения волос, характеризуется повышенной концентрацией тучных клеток.[73] Тучные клетки являются «ранними ответчиками» на системную гипоксию, инициируя воспалительный каскад.[74,75].
Концентрация тучных клеток в предстательной железе является новым прогностическим маркером рака простаты.[76] Облысение тесно связано с развитием рака простаты, и, возможно, механизмы схожи.[77] Пролактин связан с обеими проблемами,[78] и, как все гормоны стресса, участвует в наборе и дегрануляции тучных клеток.[79]
Вырабатывая углекислый газ, активный тиреотропный гормон отвечает за достаточное насыщение тканей кислородом (т.е. эффект Бора). Углекислый газ удерживает тучные клетки от дегрануляции,[80] подавляя высвобождение простагландина D2 и других ингибиторов роста.
Я думаю, что пришло время начать рассматривать облысение как, украв фразу Пита, «регуляторную слабость» в организме. Я подозреваю, что обратить вспять воспалительные процессы, которые развивались — на протяжении всей жизни — сложно без правильного питания и нескольких полезных добавок. Более того, необходимо регулярно проводить самоизмерения (например, измерять пульс и температуру в состоянии покоя), а для некоторых и лабораторные исследования, чтобы направлять весь корабль в правильном направлении.
Больше на Энергетическое питание & метаболизм
Subscribe to get the latest posts sent to your email.