Гипокалорийные диеты вызывают падение скорости метаболизма в состоянии покоя, что препятствует снижению веса. Чтобы оценить механизмы, лежащие в основе этого явления, скорость метаболизма в состоянии покоя последовательно измерялась у шести здоровых женщин с ожирением, соблюдавших диету для поддержания веса (более 2 300 килокалорий), после 15 дней безуглеводной диеты на 800 килокалорий и после изокалорийной замены сахарозы в течение еще 15 дней.
Безуглеводная диета привела к снижению скорости метаболизма в покое на 21 процент (p менее 0,005), а также к снижению концентрации циркулирующего трийодтиронина (41 процент, p менее 0,02) и инсулина (38 процентов, p менее 0,005). Уровень норадреналина в плазме также имел тенденцию к снижению (10 процентов, 0,05 больше, чем p меньше 0,1).
Однако при замене сахарозы скорость метаболизма в состоянии покоя повысилась до исходных значений, несмотря на то, что общая калорийность рациона не изменилась и снижение веса продолжалось. Вызванное сахарозой повышение скорости метаболизма в состоянии покоя сопровождалось повышением уровня трийодтиронина в сыворотке крови, но не концентрации инсулина или норэпинефрина в плазме.
Изменения скорости метаболизма в покое коррелировали с изменениями уровня трийодтиронина в сыворотке крови (r = 0,701, p меньше 0,01). Четырем женщинам с ожирением была назначена гипокалорийная сахарозная диета на 15 дней. Падение скорости метаболизма в состоянии покоя и концентрации трийодтиронина было заметно меньше по сравнению со значениями во время безуглеводной диеты. Сделан вывод, что ограничение углеводов играет важную роль в опосредовании падения скорости метаболизма в состоянии покоя при гипокалорийном питании. Этот эффект, по крайней мере частично, может быть связан с изменением уровня циркулирующего трийодтиронина. Поэтому включение углеводов в режим питания может свести к минимуму термическую адаптацию к потере веса.